ТАСС предупредил о фальсификациях на выборах в Черногории, ссылаясь на фейковое агентство – The Insider

ТАСС предупредил о фальсификациях на выборах в Черногории, ссылаясь на фейковое агентство

Информационное а­­гентство ТАСС 15 октября сообщило о возможной фальсификации выборов в Черногории, процитировав несуществующее новостное агентство. На это обратила внимание на своей странице в Facebook журналист Юлия Петровская.

В заметке от 16 октября ТАСС цитирует «черногорское информационное агентство CGNA (Crna Gora Novinska Agencija)»: «Надежные источники в Европейской комиссии сообщили, что … европейские чиновники пытаются сопоставить демографические данные по стране со списками избирателей, предоставленными министерством внутренних дел Черногории», поскольку «эксперты Европейской комиссии, обеспокоенные рассогласованием данных, забили тревогу».

Пресс-секретарь Еврокомиссии Майя Косьянчич на вопрос черногорской газеты Pobjeda о том, основано ли сообщение ТАСС на реальных фактах, ответила отрицательно.

Приведенная ТАСС ссылка на сайт «информационного агентства CGNA» (https://cgna.me/) на момент написания этой заметки не открывается. Однако сайт Crna Gora Novinska Agencija открывается по адресу cgna.info, где действительно размещен цитируемый текст на черногорском (сербском) и английском языках.

Заметка написана от первого лица. В абзаце, процитированном ТАСС, говорится: «Надежные источники в Европейской комиссии сообщили мне, что …». Как смог установить The Insider, текст скопирован из блога Drakulablog.com, в основном посвященного критике внешней политики США и периодически публикующего материалы, получаемые, как указывается, «из конфиденциальных источников». Публикации в блоге сделаны на английском языке. Размещенная на сайте cgna.info версия заметки на черногорском является плохим переводом с английского — как и многие другие публикации на сайте CGNA.

Крупнейшая черногорская газета Pobjeda в  пишет: «Названное агентство состоит из одного единственного веб-сайта, на котором нет ни выходных данных, ни адреса, и который по нашим данным не числится в перечне СМИ, зарегистрированных в Черногории». Издание отмечает, что тексты на сайте очевидно переведены с помощью Google Translate с иностранного языка, и приводит примеры несоответствия нормам черногорского языка. Таким образом, пишет далее Pobjeda, речь, по-видимому, идет о сайте, сделанном специально к выборам в Черногории. «В связи с этим особенно удивителен тот факт, что такое крупное новостное агентство как ТАСС ссылается на абсолютно нереспектабельный источник, выдвигающий столь серьезные обвинения, как фальсификация выборов», — заключает издание.

Добавим, что сайт cgna.info был зарегистрирован только что, а именно 16 октября 2016 года. Недоступный в настоящее время сайт cgna.me, на который ссылается ТАСС, был зарегистрирован немногим ранее, 27 сентября. По сведениям WHOIS, портал зарегистрирован на имя частного лица, в качестве контактных данных указаны мобильный номер отеля Južno More в Сутоморе и адрес другой гостиницы неподалеку. На самом сайте контактные данные действительно отсутствуют, а описание деятельности агентства скопировано с сайта южноафриканского агентства African News Agency

Отметим, что на «Блог Дракулы», где появилась заметка о якобы планируемых фальсификациях, ранее ссылалось российское государственное информагентство Sputnik News: 1 апреля 2015 года — на следующий день после регистрации сайта drakulablog.com — там была опубликована подборка материалов на английском и украинском языках, которые были представлены как совместные планы западных и украинских спецслужб по проведению «информационно-психологических операций» для дискредитации России и её руководства.

Добавить комментарий